«Пока в душе не высушен родник»

          К началу XIX в. Казань играла важную роль в жизни России. Ее    архитектурный облик запечатлен на
 полотнах, как местных  художников, так и известных в России живописцев В. Турина,   А.  Раковича, Э.Турнелли. Среди казанских живописцев, работавших в  Казани в 1-й пол. XIX в., известен Л.Крюков, написавший ряд портретов  известных людей того времени. Позднее здесь работали художники  З.Иванов, Р.Ступин, Ф.Мелентьев, чьи работы хранятся в музеях РТ. С  Казанским краем связано творчество ряда известных русских  художников 2-й пол. XIX в.: А. Боголюбова, К. Гуна, И.Журавлева,  Л.Каменева, В. Худякова, И.Шишкина, В. Якоби.

 

       

                  К концу XIX в. в Казани были все предпосылки для превращения ее в крупный центр художественного образования и выставочной деятельности в России. К этому времени в городе работали профессиональные художники, в частных коллекциях накапливались произведения искусства, которые все чаще становились предметом общественного внимания. В 1895г.был торжественно открыт Казанский городской научно-промышленный музей с богатой картинной галереей, где были выставлены полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских художников.На этом фоне закономерным и возможным стало открытие 1 сент. 1895г. Казанской художественной школы, с историей которой связан в Казани дальнейший прогресс всех видов искусства, прежде всего живописи и графики.

Школа была открыта по ходатайству Казанского губернского земства и Казанской городской думы с разрешения Президента Императорской Академии художеств великого князя Владимира Александровича.

       Деятельность школы быстро переросла учебные рамки. Вскоре она начала объединять вокруг себя все творческие силы. За все время ее существования было создано 4 отделения: живописное, архитектурное, скульптурное, граверное. В записке инспектора (1897г.) отмечалось: «Дело ведется старательно с большой любовью и толком. Плохих работ не видно, полное отсутствие небрежности и легкого отношения к делу».

 

        История художественной школы в Казани тесно  связана с  именем    Николая Ивановича Фешина. Не  боясь отходить от  устоявшихся  методик обучения, он  перенес в Казань все  лучшее, что перенял у  Репинав в  Академии художеств. «Вся  казанская школа была в этот  период, в сущности, фешинской.  Все ученики подражали  ему» — пишет  ученица Никонова.

 

 

 

 

             Развитие изобразительного искусства в Казани и Татарстане немыслимо без имени художника Баки Урманче, ставшего первым татарским художником, получившим высшее профессиональное образование. В 1926г., по окончании института, он сталзавучем и преподавателем Художественной школы, затем – ее руководителем. В это время он пишет собственные картины, организует художественно-керамические мастерские, делает иллюстрации, пишет статьи и читает лекции. Его работам этого периода присуща поэтически-возвышенная манера исполнения, не прямо отражавшая действительность, а показывавшая ее чуть преображенной. Это относится, прежде всего, к произведениям

                                              «У переправы», «У сепаратора».

 

                 

              Особый творческий подъем в искусстве Татарстана наблюдается в  послевоенные годы. Жизнь народамирного времени, яркие страницы  его истории отражают картины Э. Зуева, И. Рафикова, Л.Фаттахова,  Х.Якупова и других художников. В 50-60 гг. одним из ведущих жанров в    искусстве республики становится пейзаж. Его талантливыми  мастерами являются К.Максимов, Н.Кузнецов, А.Прокопьев, а также  М.Усманов и А.Тумашев.

                 

 

         Источником вдохновения для художников 70-80 гг. была история  народа, ее персонажи. Героические и лирические образы татарского  фольклора, собственные впечатления воплощены художниками А.Абзгильдиным,И. Зариповым, В.Федоровым, Ш.Шайдуллиным.

        Прекрасныепейзажи родного края кисти И.Зарипова, Р.Гусманова, Р.Каримуллина; глубоко содержательные тематические и исторические полотна В.Аршинова, З.Гимаева, Р.Кильдибекова, Ш.Шайдуллина, В.Скобеева; портреты работы А.Абдрашитова, Р.Нигматуллиной, В.Федорова значительно обогатили искусство Татарстана конца 80-х – нач. 90-х гг. ХХ в.

       Сегодня в Татарстане много разных по творческому стилю молодых художников. Они работают в различных жанрах, техниках; темы их произведений достаточно широки по диапазону - от древней истории булгар и татар, восточных легенд и мифов до городских или ландшафтных пейзажей, реальных и фантастических.

           Оригинальное решение национальной темы находят представители молодого поколения, вошедшие в искусство Татарстана в 90-е годы - Р. Загидуллин, А.Ильясова и Р.Саляхов. Высокий профессионализм, приверженность реалистическим традициям школы живописи отличают работы А. Хисамова.

           В оформлении выставки использованы материалы Интернет и издания из фонда Научной библиотеки Казанского научного центра РАН.